Архив мероприятий

Инновационный подход. Интервью Игоря Зубарева

В прошлом году была утверждена актуализированная Программа инновационного развития Государственной компании «Российские автомобильные дороги»(«Автодор») на 2016-2020 гг. Каковы ее цели, задачи и первые результаты, а также ближайшие и отдаленные перспективы?

На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя правления Государственной компании«Автодор» по технической политике Игорь Зубарев.

- Программа инновационного развития Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период 2016-2020 гг. согласована Министерством транспорта РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством образования и науки РФ и утверждена Наблюдательным советом государственной компании (протокол от 08.06.2016 № 89).

Программа, в первую очередь, обеспечивает реализацию стратегической цели деятельности «Автодора» – формирование сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, обеспечивающих спрос на перевозки с требуемыми показателями скорости, надежности, безопасности и ценовой доступности для потребителей и создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей экономики и улучшения качества жизни населения.

Инновационное развитие и техническая модернизация государственной компании в период 2016-2020 гг. преследуют двуединую цель. Для «Автодора» это – увеличение срока эксплуатации автомобильных дорог до проведения капитального ремонта – на 30%; до проведения ремонта – на 20 %; снижение затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт за время жизненного цикла автомобильных дорог – на 15%. Для пользователей автомобильных дорог это – снижение себестоимости перевозок на 20%и количества дорожно-транспортных происшествий также на 20%.

Если говорить о направлениях реализации программы инновационного развития «Автодора» в 2016 году, то это были: выполнение мероприятий Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в части, касающейся государственной компании; внедрение в дорожную деятельность технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011;внедрение новых технологий и  материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте, комплексном обустройстве и содержании автомобильных дорог; создание испытательных полигонов; сопровождение нормативных правовых инициатив государственной компании; повышение безопасности дорожного движения; повышение энергоэффективности дорог, находящихся в ведении «Автодора»; обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования;совершенствование норм проектирования автомобильных дорог; внедрение процессов и технологий информационного моделирования.

Анализируя результаты проделанной в 2016 году в рамках программы инновационного развития работы, мы видим, что государственная компания имеет значительный инновационный потенциал, а задействованные в этой деятельности сотрудники мотивированы на выполнение поставленных перед ними задач.

В ходе выполнения мероприятий, запланированных на 2017 г. и последующие годы, особое внимание будет обращаться на координацию совместной работы структурных подразделений компании, дочерних обществ и подрядных организаций, а также научного дорожного сообщества в сфере генерации, восприятия и внедрения инноваций во всех областях деятельности «Автодора». В связи с этим хочу отметить, что в конце апреля текущего года подписано соглашение о сотрудничестве между Государственной компанией «Автодор» и Некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Сколково». Предметом соглашения является всестороннее сотрудничество и организация взаимодействия сторон в следующих областях: координация деятельности по реализации единой политики в области внедрения, применения и развития инновационных технологий в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в целях снижения стоимости в течение их жизненного цикла; осуществление совместной деятельности по внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Эта деятельность предусматривает использование или развитие инновационных технологий,объединение усилий в сфере совершенствования технического регулирования и стандартизации, а также содействие стимулированию спроса на продукцию и услуги, связанные с внедрением, применением и развитием инновационных технологий.

- Как реализуется техническая политика Государственной компании «Автодор»? За прошедшее с момента ее принятия время, какие мероприятия, входящие в этот документ, удалось реализовать? Что планируется на 2107 год?

- Важнейшая роль в разработке и внедрении мероприятий технической политики государственной компании принадлежит научно-техническому совету (НТС), в который, помимо сотрудников «Автодора», включены представители федеральных органов исполнительной власти (Минтранса России, Росавтодора, ГУ ОБДД МВД России), технического комитета по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», специалисты ведущих научных и исследовательских институтов, подрядных проектных и строительных организаций, производителей строительных материалов и институтов развития (ООО «УК «РОСНАНО», ООО «СИБУР», ООО «Газпром нефть – Битумные материалы» и др.), общественных и саморегулируемых организаций (Ассоциации «РОДОС», Ассоциации «Карьеры Евразии»), высших учебных заведений (МАДИ, Донской ГТУ, СПбГАСУ, СибАДИ), а также дочерних обществ компании. Необходимо отметить, что государственная компания, взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами, последовательно реализует на протяжении последних лет целый комплекс мер в рамках различных направлений своей технической политики. Остановимся на самых существенных из них.

Как известно, альфа и омега строительства – это проектирование. К сожалению, в настоящее время нормативная база проектных работ, а значит, и качество самих работ оставляет желать лучшего. Поэтому совершенствование норм проектирования и повышение транспортно-эксплуатационных показателей дорожных конструкций, включая применение передовых зарубежных строительных норм, является одним из ключевых направлений технической политики «Автодора». В частности, получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проектную документацию, разработанную на основе норм и правил Федеративной Республики Германия по объекту реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 933 – км 1024 протяженностью 92 км (с последующей эксплуатацией на платной основе). Дело в том, что конструкция дорожной одежды по немецким нормам имеет срок службы 30 лет, в отличие от российских норм, горизонт планирования которых – 18 лет, и это при снижении затрат на этапах строительства и эксплуатации до 20%. Эта работа соответствует решению Правительства Российской Федерации о повышении межремонтных сроков автомобильных дорог. Проект был разработан компаниями: с российской стороны - ЗАО «Институт «Стройпроект», с немецкой стороны – Ingenieurgruppe BEB GmbH.

К этому же направлению относится применение при строительстве автомобильных дорог технологий информационного моделирования (так называемых BIM-технологий), уже доказавших свою эффективность при реализации пилотных проектов госкомпании «Автодор». Пока это проекты небольшие, на них мы планируем отладить все нюансы, чтобы затем начать комплексное внедрение.

Важным направлением технической политики Государственной компании «Автодор» является применение геосинтетики и изделий из композитных материалов. Разработана соответствующая программа испытаний композитных материалов, конструктивных элементов и конструкций, причем речь идет не только о полимерных композитах, но и о деревоклееных конструкциях при строительстве надземных пешеходных переходов, пеностекольного щебня в рамках опытно-экспериментального внедрения и др. Принят СТО АВТОДОР, который регламентирует проектирование, строительство и эксплуатацию композитных конструкций на автомобильных дорогах государственной компании, в том числе – все, что касается испытаний материалов и конструкций.

Еще одно направление – развитие энергоэффективных технологий и альтернативных возобновляемых источников энергии. В частности, в рамках проекта реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» (участок км 1024 – км 1091 в Ростовской области) впервые в России для электроснабжения участков дорог предусмотрено использование потенциала ветроэнергетики.

Кроме того, в рамках технической политики мы осуществляем развитие интеллектуальных транспортных систем, включая кооперативные, с использованием глобальных информационных и навигационных технологий, в том числе – в целях внедрения на дорогах беспилотных транспортных средств, развития систем взимания платы за проезд, включая freeflow, которая подразумевает оплату проезда без остановки, а также обеспечение интероперабельности электронных средств (внедрение единого транспондера) регистрации проезда на дорогах Российской Федерации. Мы прекрасно понимаем, что современные автомагистрали должны быть «умными», что это наше будущее, на которое мы сегодня работаем.

Хочу подчеркнуть важнейший момент: в 2016 году запущена в промышленную эксплуатацию единая транспортная модель автомобильных дорог (статическая и динамическая). Она позволяет нам прогнозировать интенсивность, состав движения на участках сети дорог компании, перераспределение потоков, развитие транспортных ситуаций с учетом ДТП, дорожных заторов и т.д., а также принимать оперативные решения по улучшению транспортной ситуации (главным образом, в части управления ПВП и реверсивными полосами на них), разрабатывать достоверные, регулярно анализируемые финансовые модели дорожных проектов, совершенствовать тарифную политику.

Работа по всем перечисленным направлениям продолжается и в 2017 году.

- Каковы инициативы госкомпании в части освоения инновационных технологий и материалов? Как можно стимулировать подрядные организации к их применению? Как заставить органы экспертизы согласовывать инновационные технические решения?

- Накопленный нами опыт позволил выработать целый набор механизмов трансфера инновационных разработок в дорожное хозяйство. Для этого мы используем, во-первых, долгосрочные инвестиционные проекты, реализуемые в рамках концессионных соглашений с прямым сбором платы и с платой концедента, а также в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений, операторских контрактов, которые с учетом внедрения новых стандартов, в первую очередь – СТО АВТОДОР, позволяют увеличить межремонтные сроки и сэкономить 20-22% расходов на текущие и капитальные ремонты. Кроме того, мы привлекаем инвесторов для финансирования разработок тематики НИОКР в рамках государственно-частного партнерства. Мы создали систему разработки и внедрения инновационных технологий путем взаимодействия с научной «дорожной» общественностью, с крупными научными центрами и организациями, профильными высшими учебными заведениями в рамках научно-технического совета, а также систему непрерывного образования и повышения квалификации как работников самой государственной компании, так и наших партнеров. Мы также строим испытательные полигоны для исследований, адаптации, мониторинга и экспериментальной проверки новых технологий, конструкций и материалов. Организуем взаимодействие, в рамках соглашения о сотрудничестве, с передовыми инжиниринговыми центрами. К примеру, это МАДИ, Центр инновационных компетенций «Доринжсервис» и др.

Полную статью читайте здесь.

Подготовила Наталья Алхимова

Журнал «Мир дорог», № 98, июнь 20177 г., стр. 74-77

Новости

24.03.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке АНО «Агентство по технологическому развитию»

27.03.2017 | Получено письмо приветствия от Генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» М.Л. Шерейкина.

13.04.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

14.04.2017 | Получено письмо приветствия в адрес организаторов и участников форума от Генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберта Уразова.

19.04.2017 | В рамках форума пройдет практикум «Участие субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц по федеральному закону № 223-ФЗ на примере Государственной компании «Автодор». Для субъектов МСП участие в практикуме бесплатно.

21.04.2017 | 20 апреля 2017 года Фонд "Сколково" и Государственная компания "Автодор" подписали соглашение о сотрудничестве по внедрению, применению и развитию инновационных технологий в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

25.04.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ.

27.04.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке администрации Краснодарского края.

28.04.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО».

28.04.2017 | Получено письмо приветствия в адрес организаторов и участников форума от Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова.

28.04.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников, гостей и организаторов форума от Руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Романа Старовойта.

02.05.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников форума от Главы администрации (губернатора) Краснодарского края Вениамина Кондратьева.

16.05.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников форума от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича.

22.05.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников форумаПредседателя Правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ Анатолия Чубайса.

23.05.2017 | Глава города Сочи Анатолий Пахомов направил в организационный комитет форума письмо приветствия в адрес гостей и участников мероприятия.

29.05.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников форума Председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы РФ Ольги Тимофеевой.

29.05.2017 | III Международный форум «Инновации в дорожном строительстве» пройдет при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

02.06.2017 | Получено письмо приветствия в адрес участников форума, направленное Председателем правления Фонда «Сколково» Игорем Дроздовым.

11.06.2017 | Мобильное приложение форума IRC Forum доступно для скачивания в App Store и Google Play.

Информационные партнеры
Рекламодатели